- ЭФИОПСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ЭФИО́ПСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, совокупность литератур народов, населяющих территорию государства Эфиопия. Ранние образцы письменности древнейшие посвятительные надписи, найденные в северной части страны, выполнены на сабейском языке. Датируемые первыми веками н. э., они являются продолжением южно-аравийской традиции. Зарождение собственно Э. л. можно отнести к IVVII вв. н. э., ко времени расцвета государства Аксум, когда литература развивалась на древнеэфиопском языке геэз (гыыз). Сохранились тексты о деяниях царя Эзаны на стелах монументальных сооружениях, воздвигнутых аксумитами. В IV в. н. э. в Аксум с Ближнего Востока проникла христианская религия, благоприятно сказавшаяся на развитии литературы. В это время усиливается влияние эллинистической культуры; в Аксуме появляются первые образцы христианской книжности. С греческого языка на геэз переводятся отдельные жития святых (Павла Пустынника, Антония Великого), апокрифы («Книга Еноха», «Книга Юбилеев», «Откровение Ездры», «Вознесение Исайи») и др. Переводческая деятельность способствовала созданию собственных агиографических произведений (например, житие Яреда «Сладкопевца»). О характере литературы до конца XIII в. можно судить лишь по устной традиции, дошедшей до более поздних эпох. XIV в. наиболее плодотворный период развития Э. л. на уже мертвом языке геэз, который продолжал оставаться единственным письменным литературным языком. До конца XVIII в. основу Э. л. составляют жития святых, исторические хроники и поэзия. Возникают и другие жанры богословско-литургические трактаты, «чудеса», плачи, хронографы, магия, свитки и т. д. Развивается переводная литература преимущественно с арабского языка. Так, в XIV в. сделан новый перевод Библии (первый перевод с греческого языка относится к аксумской эпохе), в XV в. переведен коптский Синаксарь (сборник кратких житий святых), в XVI в. христианский роман «Варлаам и Иоасаф», а также известный литературный памятник «Калила и Димна», в XVII в. «Законодательство царей».
Среди оригинальных произведений этого периода следует выделить «Славу царей» (XIV в.) и «Богатство царей» (XVIII в.), в которых утверждаются права правящей династии соломонидов на эфиопский престол. «Слава царей» священная книга эфиопов, в которой использованы многочисленные источники, в т. ч. апокрифические сказания. Наиболее интересные образцы историографического жанра хроники царей Амдэ-Цыйона (XIV в.), Зара-Якоба (XV в.), Лебнэ Дынгэля (XVI в.). В поэзии выделяется жанр кыне, изобретенный в XIV в. для песнопений в церквах. В кыне широко используются игра слов, созвучия, разные виды тропов. Существует много разновидностей этого жанра. (В XX в. форма кыне используется также при сочинении светских стихов на амхарском языке). Крупным поэтом средневековья был император Наод. Писателями этого времени были императоры Зара-Якоб, Гэлаудеуос, а также священник Гиоргис из Газча, написавший «Книгу таинства» и «Меч троицы». Многогранна литературная деятельность монаха Энбакома (Аввакума), йеменского купца, принявшего христианство. В XVI в. он перевел на геэз несколько арабских книг, написал антимусульманский трактат «Врата веры». Ему же приписывают авторство «Книги покаяния» и «Книги неверия». В XIX в. появляются последние произведения на геэз, в частности «Исследование Зара Якоба» и «Исследование Вольдэ Хейвота», принадлежащие перу итальянского миссионера Джусто да Урбино. В средние века литература Эфиопии была в основном церковной, однако изредка писались произведения светского характера («История галла» монаха Бахрея, XVI в.).
В XIV в. для записи «Царских песен» впервые был использован язык народа амхара, позднее более активно проникавший в литературу. Последние хроники, созданные в конце XIX начале XX вв., написаны по-амхарски. В XX в. Э. л. создается в основном на амхарском языке. В конце XIX в. при дворе императора Менелика II приобрел известность Гэбрэ Ыгзиабхер, стихи которого распространялись в рукописях.
Основоположник современной Э. л. Афэуорк Гэбрэ Иесус выступил с первым художественным произведением на амхарском языке исторической повестью «История, рожденная сердцем» (1908). В начале XX в. эфиопские писатели отходят от канонов средневековой книжности, и литература приобретает светский характер; намечается переход от традиционных форм к современным. Наиболее значительный писатель 2030-х гг. Хируй Вольдэ Селассие, в его творчестве получили отражение просветительские идеи. После итало-эфиопской войны 1935 1941 развитие национальной литературы связано с деятельностью писателей-просветителей: Кэббэдэ Микаэля, Мэконнына Эндалькачоу, Гырмачоу Тэкле Хауарьята и др. В 5060-х гг. выходят книги прозаиков Таддэсэ Либэна, Бырхану Зэрихуна, Абэ Губэни, поэтов и драматургов Мэнгысту Лемма, Цэгайе Гэбрэ Мэдхына, тяготеющих к реалистическому изображению действительности, нередко критикующих монархический строй, феодально-капиталистические порядки в стране. В это же время некоторые писатели Эфиопии, призывающие к революционным преобразованиям, пишут книги на английском языке и, как правило, издают их за границей.
После свержения в 1974 монархического режима прогрессивные писатели, вставшие на сторону революционного народа, провозглашают своим долгом служение социалистическим идеалам. Популярными становятся стихи Асэффы Гэбрэ Мрьяма Тэсэмма, Аяльнэха Мулату. Плодотворно работают Бырхану Зэрихун, Цэгайе Гэбрэ Мэдхын. В литературу влилась большая группа молодых писателей. В 1977 основан СП Эфиопии.
Издания:
Из современной поэзии Эфиопии, М., 1981.Литература:
История Африки. Хрестоматия, М., 1979;
Кобищанов Ю. М., У истоков эфиопской литературы (аксумская литература), в кн.: Литература стран Африки, сб. 1, М., 1964;
Иванова В. М., Вольпе М. Л., Литература Эфиопии (на амхарском яз.), в кн.: Совр. литературы Африки. Восточная и Южная Африка, М., 1974;
Чернецов С. Б., Литература Эфиопии, в кн.: Литературы Африки, М., 1979;
Папышева Г. А., Литература Эфиопии (на амхарском яз.), там же;
Вольпе М. Л., Литература Эфиопии в 6070-е гг., в кн.: Развитие литературы в независимых странах Африки (6070-е гг. XX в.), М., 1980;
его же, Литература Эфиопии. Очерк, М., 1981.М. Л. Вольпе.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.